III. Регистрация объектов недвижимости

в государственных органах.

 

Консультация юриста по телефону:

+7(499)502-55-87

Офисы в Москве и Московской области: Схемы проезда

 

 

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое

имущество и сделок с ним

 

     Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Единый государственный реестр прав).

Порядок государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится не позднее, чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация договора об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости, при одновременной подаче заявлений и документов, необходимых для государственной регистрации указанных договора и перехода права, проводится в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП.

Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

Государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Плата за регистрацию

Плата за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним взимается в размерах, установленных субъектами Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 26.02.1998 № 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах" установлены максимальные размеры платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

- максимальные размеры платы за государственную регистрацию составляют:

· для физических лиц - 500 рублей;

· для юридических лиц - 7500 рублей;

- максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним составляет:

· 30000 рублей.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 26.02.1998 № 248 "Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах", установлены максимальные размеры платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество:

- максимальные размеры платы за предоставление информации составляют:

· для физических лиц - 100 рублей;

· для юридических лиц - 300 рублей;

- максимальный размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс составляет:

· 600 рублей;

- максимальный размер платы за государственную регистрацию права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок, которое возникает при разграничении государственной собственности на землю, составляет:

· 100 рублей;

- максимальные размеры платы за выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, составляют:

· для физических лиц - 100 рублей;

· для юридических лиц - 300 рублей;

- максимальный размер платы за выдачу правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий документов, выражающих содержание сделок с предприятием как имущественным комплексом, совершенных в простой письменной форме, составляет:

· 600 рублей.

ПОДРОБНЕЕ:

Плата за государственную регистрацию в г. Москве

Лица, уполномоченные подавать заявление о государственной регистрации

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления соответственно следующих лиц:

· правообладателя;

· сторон договора;

· лица, уполномоченного правообладателем (стороной договора), при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления,

· заявление о государственной регистрации права подаётся лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности, регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несёт уклоняющаяся сторона.

Государственная регистрация возникшего до введения Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимого имущества проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица.

Документы, необходимые для государственной регистрации

1. Заявление о государственной регистрации.

2. Правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которыми в соответствующих случаях являются следующие документы:

· акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

· договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

· акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент её совершения;

· свидетельства о праве на наследство;

· вступившие в законную силу судебные акты;

· акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим на месте издания таких актов на момент их издания;

· иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент её совершения;

· иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Указанные документы должны:

· соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ;

· содержать описание недвижимого имущества;

· содержать вид регистрируемого права;

· в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями;

· иметь надлежащие подписи сторон или определённых законодательством должностных лиц.

Тексты представляемых документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Не подлежат приёму на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачёркнутые слова и иные не оговорённые в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьёзными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

3. Кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера (в зависимости от объекта недвижимости).

Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, а планы другого недвижимого имущества - соответствующим государственным органом (организацией), осуществляющим государственный учёт и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества.

Уточнённые данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, предоставленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя (правообладателей) земельного участка или на основании заявления правообладателя.

При наличие спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточнённые данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав на основании вступившего в законную силу судебного акта.

4. Документ об оплате регистрации.

На практике учреждения юстиции по государственной регистрации прав требуют документы, подтверждающие правоспособность для юридических лиц и удостоверяющие личность для физических лиц.

Порядок предоставления документов для государственной регистрации

При подаче заявления на государственную регистрацию заявитель предъявляет следующие документы :

· для физического лица - документ, удостоверяющий личность;

· для представителя юридического лица - учредительные документы юридического лица; документ, удостоверяющий личность представителя; документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени данного юридического лица.

Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются не менее чем в двух экземплярах - подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращён правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на основании договоров и других сделок, представляются не менее, чем два экземпляра документов, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращён правообладателю.

Заявление о государственной регистрации права представляется в учреждение юстиции по регистрации прав в единственном экземпляре - подлиннике и после государственной регистрации права помещается в дело правоустанавливающих документов.

Иные необходимые для государственной регистрации прав документы (за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество) представляются не менее, чем в двух экземплярах, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращён правообладателю.

Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее, чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращён правообладателю.

Если представленные заявителем документы отвечают требованиям ст.18 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше.

При получении правоустанавливающих документов на государственную регистрацию прав должностное лицо учреждения юстиции по регистрации прав вносит соответствующую запись в книгу учёта документов.

Заявителю выдаётся расписка в получении документов на государственную регистрацию прав с их перечнем, а также с указанием даты их представления. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав.

Внесение регистрационной записи

Регистрационные действия начинаются с момента приёма документов на государственную регистрацию прав. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия - наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в ЕГРП.

Если при государственной регистрации прав были допущены технические ошибки в записях, такие ошибки исправляются в трёхдневный срок по решению регистратора прав после обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

При отказе в государственной регистрации права внесённая плата за государственную регистрацию права не возвращается. При прекращении государственной регистрации прав, на основании соответствующих заявлений сторон договора, возвращается половина суммы, внесённой в виде платы за государственную регистрацию прав.