Некоммерческие организации

Офисы в Москве и Московской области: Схемы проезда

Для регистрации некоммерческой организации позвоните по контактным телефонам +7(499)502-55-87, +7-926-983-00-55 (регистрация НКО Москва и Московская область) или ознакомьтесь с материалом, подготовленным специалистами Межрегиональной Группы Компаний "Вектор Права".

Что такое НКО?

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 № 7-ФЗ, некоммерческой является организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль среди участников. Федеральный Закон также закрепляет следующее положение: некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации, регистрирующиеся в качестве юридических лиц, могут создаваться в следующих формах:

  • потребительские кооперативы,
  • общественные или религиозные организации (объединения),
  • учреждения, финансируемые собственником,
  • благотворительные и иные фонды,
  • а также в других формах, предусмотренных законом.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116-123 Гражданского Кодекса, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия Гражданского Кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда. Организационно-правовая форма лица – это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностей организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.

Потребительский кооператив

Согласно п. 1 ст. 116 Гражданского Кодекса РФ, потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Правовое положение потребительских кооперативов как участников гражданских правоотношений определяется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский Кодекс РФ, ст. 116
  • ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996
  • Федеральный Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации» №3085-1 от 19 июня 1992 года
  • Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 8 декабря 1995 года
  • Постановление Правительства РФ от 24.01.1994 N 24 "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации"

Разновидности потребительского кооператива:

  1. Жилищный кооператив. Правовое положение регулируется ГК РФ, главой 11 Жилищного Кодекса РФ, уставом кооператива. Создается для приобретения и последующей эксплуатации дома.
  2. Жилищно-строительный кооператив. Правовое положение регулируется ГК РФ, главой 11 Жилищного Кодекса РФ, уставом кооператива. Создается для строительства дома и его последующего использования.
  3. Жилищный накопительный кооператив Правовое положение регулируется ГК РФ, Федеральным Законом «О жилищных накопительных кооперативах» № 215-ФЗ от 30 декабря 2004 г. Основываясь на п. 1 ст. 2 Федерального закона, жилищный накопительный кооператив - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Потребительский кооператив занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями, так как в изъятие из общих норм о статусе некоммерческих организаций, потребительским кооперативам предоставлено право распределять в соответствии с уставом доходы от предпринимательской деятельности между его членами (на основании п. 5 ст. 116 ГК РФ). Следовательно, данная ситуация позволяет упрекнуть законодателя в неопределенности при делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.

Общественное объединение (организация)

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  1. общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Федерального Закона «Об общественных объединениях») По данным на 1 января 2009 года, в РФ зарегистрировано 54351 общественная организация.
  2. общественное движение. Общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Федерального Закона «Об общественных объединениях»). По данным на 1 января 2009 года, в РФ зарегистрировано1882 общественных движения.
  3. общественный фонд. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Федерального Закона «Об общественных объединениях»). По данным на 1 января 2009 года, в РФ зарегистрировано 7250 общественных фондов.
  4. общественное учреждение. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. По данным на 1 января 2009 года, в РФ зарегистрировано 647 общественных учреждений.
  5. орган общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. По данным на 1 января 2009 года, в РФ зарегистрировано 189 органов общественной самодеятельности.
  6. политическая партия. Правовое положение регулируется специальным Федеральным Законом «О политических партиях» №95-ФЗ от 11 июля 2001 г, в соответствии с которым, политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 1 ст. 3). Закон также устанавливает следующие требования для политических партий: а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; б) в политической партии должно состоять: с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона; в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. По данным на 1 января 2009 года, в РФ зарегистрировано 13 политических партий.

По сфере территориальной деятельности в Российской Федерации закон выделяет следующие виды общественных объединений (ст. 14 ФЗ «Об общественных объединениях»):
1.общероссийские (территория — более половины субъектов Федерации);
2.межрегиональные (территория — менее половины субъектов Федерации);
3.региональные (территория — одного субъекта Федерации);
4.местные (территория органа местного самоуправления).
Правовое положение общественных объединений как участников гражданских правоотношений определяется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский Кодекс, ст. 117
  • Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996
  • Федеральный Закон «Об общественных объединениях» №82-ФЗ от 19 мая 1995 г., выступающий в качестве lex specialius и поэтому обладающий преимущественной силой по сравнению с ФЗ “О некоммерческих организациях»
  • Специальные законы для отдельных форм общественных объединений (ФЗ «О политических партиях» №95-ФЗ от 11 июля 2001 г)

Религиозное объединение

Правовое положение религиозных объединений как участников гражданских правоотношений определяется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский Кодекс РФ, ст. 117
  • Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального Закона, религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Закон устанавливает две возможные формы деятельности религиозных объединений:

  • религиозная группа
  • религиозная организация

Учреждения

Подавляющее большинство учреждений, существующих сегодня в России – это государственные учреждения. Организационно-правовая форма учреждения оказывается оптимальной для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав,  необходимый для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности. Местные и центральные органы государственного управления, правоохранительные органы, обладающие широкими полномочиями в области административного, финансового, уголовного права, оказываются достаточно скромными субъектами в сфере имущественно - стоимостных отношений.
Правовое положение учреждений как участников гражданских правоотношений определяется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Гражданский Кодекс, ст. 120
  • Федеральный Закон «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ от 3 ноября 2006 г.

Благотворительные и иные фонды
Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Общественные объединения потребителей

Деятельность регулируется ст. 45 Федерального Закона «О защите прав потребителей»  №2300-1 от 07 февраля 1992 г. п. 2 ст. 45 закона устанавливает права данных объединений, среди которых можно выделить наиболее важные:
1.участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
2.проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг)
3.вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4.обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

Создание некоммерческой организации

п. 2 ст. 13 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» императивно устанавливает, что единственным юридическим основанием создания некоммерческой организации является решение ее учредителей.
Учредители некоммерческих организаций
Федеральный Закон «О некоммерческих организациях» установил, что учредителем некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм может выступать полностью дееспособный гражданин (гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства, законно находящийся на территории РФ) и (или) юридическое лицо.
Исключения, согласно закону, составляют:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.
Поскольку Закон устанавливает только наиболее общие правила, единые для регулируемых им некоммерческих организаций, предполагается, что порядок создания отдельных видов некоммерческих организаций определяется применительно к соответствующему их виду в специальном законодательстве.

Особенности учреждения имеет политическая партия. Согласно ФЗ «О политических партиях», политическая партия должна быть создана на учредительном съезде, созванном организационным комитетом партии. Сведения о месте и времени съезда публикуются в «Российской газете» не позднее, чем за месяц до назначенной даты. Съезд считается правомочным в случае, если на съезд прибыли делегаты более чем из половины субъектов РФ (каждый субъект представляют не менее трех делегатов). Решение принимается большинством голосов присутствующих.

Государственная регистрация

Для регистрации некоммерческой организации позвоните по контактным телефонам

+7(499)502-55-87, +7-926-983-00-55

(регистрация НКО Москва и Московская область)

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация считается правоспособной с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Общий порядок регистрации установлен Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Внесение сведений о некоммерческой организации происходит также с учетом норм о государственной регистрации, содержащихся в Федеральном Законе «О некоммерческих организациях", в соответствии с которыми, регистрация проходит следующим образом. В течении трех месяцев со дня принятия решения о государственной регистрации, необходимые документы, перечисленные в п. 5 ст. 13.1, подаются заявителем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти либо в его территориальный орган. Уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Офисы в Москве и Московской области: Схемы проезда